Предыдущее повышение малой цены в октябре прошедшего годы вызвало ажиотаж на потребительском рынке. Тогда малая отпускная стоимость возросла на 50%. За некоторое количество дней до даты вступления в силу соответственного постановления люд практически сметал пламенную жидкость с полок магазинов. После этого стоимость на водку вправду выросла.
Сейчас же ажиотажа не наблюдалось. И покупатели оказались умопомрачительно прозорливы - практически цены не поднялись до этого времени.
В Минске уже навряд ли, а в неких остальных городках все еще можно отыскать бутылки дешевле новейшей малой цены (она установлена в размере 38 тыщ за 0,5 литра). В Бресте, к примеру, продается водка «Аквадив» за 35 тыщ.
«Сейчас распродаются старенькые партии. Новейшие, может быть, будут уже по иной цене», - произнесла «Ежедневнику» торговец 1-го из магазинов.
Самая доступная водка новейшего выпуска вправду станет дороже. Но большая часть продукции в магазине уже издавна стоит больше введенной не так давно малой цены - в среднем 45 тыщ за простую бутылку и 60 - «сувенирную декоративную», как написано на этикетке продукта в одном из магазинов.
Выходит, что у магазинов необходимости увеличивать стоимость нет. Желания, как оказывается, тоже. Торговцы и так сегодняшнюю стоимость оценивают как очень высшую. И кивают в сторону сокращения продаж и роста складских запасов нереализованной алкогольной продукции. В январе-мае текущего года водки было продано на 11,6% меньше, чем за таковой же период прошедшего года. На 1 июня по сопоставлению с началом года существенно выросли запасы вин игристых (в 8,8 раза), вин плодовых усовершенствованного свойства (в 6,3 раза), водки (в 5,5 раза) и другого алкоголя.
По сути, сокращение продаж алкоголя - чрезвычайно положительное явление. Как раз этого и обязано добиваться правительство в согласовании с Програмкой государственных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма.
Тем более, считать падение продаж результатом решительных антиалкогольных действий властей мешает ряд фактов. Обратим внимание, что складские запасы растут намного скорее, чем сокращается реализация продукции на внутреннем рынке. Возможно, это означает, что подкачал экспорт. К огорчению, Белстат в собственном отчете по экспорту продовольственной продукции про алкоголь умолчал.
Внутренний рынок, возможно, также не сумел проглотить весь размер предложения. Невзирая на то, что Госпрограмма по преодолению пьянства была принята еще в 2011 году, в прошедшем и позапрошлом годах правительство увеличивало квоты на создание водки. Тогда ее реализации приметно выросли, в том числе благодаря ажиотажу перед еще одним подорожанием. Люди затоварились про запас, соответственно, в этом году начали брать меньше. Плюс суровую конкурентнсть нашим товарам составил импорт. Пива из заграницы по итогам первого квартала привезли на 38% больше к аналогичному периоду 2012 года, крепкого алкоголя - на 30% больше.
В перспективе будет любопытно выяснить, каким методом наши компании разгрузят запасы алкоголя - стоимость ведь на него не сбросишь, соблазняя люд скупать водку ящиками.