Федеральная служба по тарифам опубликовала проект постановления правительства, предусматривающий включение издержек на развитие магистральных нефтепродуктопроводов в тарифы на сервисы «Транснефти». В документе говорится, что, когда средств от прокачки нефтепродуктов не хватает, «расходы будут учитываться при формировании тарифов на сервисы по транспортировке нефти». Схема будет осуществляться на основании решений правительства или соглашений с нефтяниками, заинтересованными в расширении мощностей. Инвестиции будут заложены в тариф на прокачку нефти.
Вопросец расширения системы нефтепродуктопроводов «Транснефть» подняла в апреле, объяснив свою заинтересованность возрастающим объемом нефтепродуктов, выпускаемых на российских НПЗ опосля того, как началась реализация программы их модернизации. Компания обратилась в Минэнерго, Минэкономики, ФСТ и ФАС с предложением внести конфигурации в постановление правительства N980 от 29 декабря 2007 года, которое описывает транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам как самостоятельные виды деятельности. Из него следует, что «Транснефть» не может направлять приобретенные за прокачку нефти средства на модернизацию нефтепродуктопроводов. Поднять тарифы на прокачку нефтепродуктов также нельзя, так как по закону они не могут превосходить 70% от жд.
ФАС боялась, что поправки к постановлению приведут к возникновению «непрозрачного механизма перекрестного субсидирования». В пятницу ведомство не сумело оперативно откомментировать предложение ФСТ. «Теперь никаких замечаний и опасений со стороны службы быть не обязано,- уверен знакомый с ситуацией источник “Ъ”.- Введение вкладывательной составляющей для модернизации и расширения нефтепродуктопроводов в нефтяной тариф будет может быть лишь в 2-ух вариантах: при реализации больших проектов (таковых как нефтепродуктопровод “Юг” от Сызрани до Новороссийска) правительство будет издавать соответственное постановление, а при расширении уже имеющихся мощностей на определенных участках системы любая заинтересованная в этом компания сумеет договориться с “Транснефтью” и без помощи других оплатить расширение за счет длительного тарифа на нефть».
В связи с предложением ФСТ «Транснефть» больше не будет просить правительство о доп увеличении стоимости прокачки нефти по трубопроводам, произнес «Ъ» советник президента трубопроводной монополии Игорь Демин. По его словам, «компания не будет настаивать на повышении тарифа, не считая уже запрошенных 6%». Напомним, что на прошлой недельке ФСТ предложила повысить тариф «Транснефти» в среднем на 6,3% с 1 октября (схожее повышение тарифа происходит раз в год с учетом инфляционных ожиданий).
По словам Ивана Хромушина из Газпромбанка, «Транснефтепродукт» - маленькая часть бизнеса «Транснефти»: капзатраты компании в среднем составляют 2-4% инвестпрограммы трубопроводной монополии и даже с учетом ожидаемого роста навряд ли поднимутся выше 10-12% капзатрат группы. Не считая того, капвложения самой «Транснефти» несколько снизятся в наиблежайшие годы опосля завершения основной части проектов ВСТО и ВСТО-2, также БТС-2, говорит эксперт. «В итоге, невзирая на вероятное включение части издержек на главные проекты “Транснефтепродукта” в нефтяные тарифы “Транснефти”, их темпы роста в наиблежайшие годы не превысят темпов инфляции»,- считает государь Хромушин.
Источник «Ъ» на рынке, но, считает, что принятие предложения ФСТ может в итоге прирастить издержки «Татнефти», НК «Альянс» и ряда наиболее маленьких компаний, фактически не осуществляющих поставок по системе «Транснефтепродукта», также «Сургутнефтегаза», единственный НПЗ которого размещен чрезвычайно близко к экспортным портам.
Анна Ъ-Солодовникова