Средства выделяются на вкладывательные проекты, которые будут поддерживаться государством в рамках федеральной мотивированной программы по развитию внутреннего и въездного туризма на 2011-2018. Условно говоря, ежели бизнес решил выстроить кое-где в Ярославской области либо Краснодарском крае неплохой отель, то из федерального бюджета будут выделены средства на стройку коммуникаций к отелю - подъездных дорог, электросетей, водопроводов.
Поддержка по созданию инженерной инфраструктуры - не плохое подспорье, отмечают специалисты. Тем паче, что по такому же сценарию развивается материальная база туристской отрасли во всех продвинутых странах. «Но для действенного развития туризма важен комплекс мер, вроде бы пресно это не звучало. Просто выстроить гостиницу - не достаточно. Нужно позаботиться о том, как людям добраться до данной гостиницы, что они в ней будут делать, не считая как есть и спать», - рассуждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Добраться до умопомрачительных по красе мест, скажем, где-нибудь в Тыве либо Хакасии, вправду непросто. В Тыве, где, к примеру, одни из наилучших мест для рыбалки в стране, до этого времени нет стальной дороги. Авиаперелет в столицу Хакасии - Абакан - из Москвы туда-обратно стоит 32-37 тыщ рублей. Дешевле добраться до Нью-Йорка.
На теоретическом уровне, молвят специалисты, можно было бы поставить чартеры в туристские кластеры страны и высвободить эти рейсы от 18-процентного налога на добавленную стоимость, что могло бы отчасти понизить цены на билеты. Но в России нет ни 1-го внутреннего чартерного рейса! «Какие-то подвижки в отношении удешевления авиаперевозок на данный момент делает Минтранс. Они пробуют завести на рынок лоукостеров (экономные авиакомпании - Ред.), вносят предложения по поводу невозвратных авиабилетов. Это тоже не плохая штука, так как есть билеты, которые можно приобрести дешево, но при всем этом потребитель соображает, что их вернуть нельзя», - говорит Майя Ломидзе.
Еще одна неувязка - отсутствие рекламы. Идеальнее всего продвигать туристский продукт пока могут туроператоры. Но в российских регионах не желают обращаться в турфирмы. «Они молвят туристу, приезжайте в нашу гостиницу на последующий год, мы для вас скидку создадим. Это не работает. Регионы должны приглашать к для себя туроператоров, демонстрировать многообещающие места, знакомить с людьми, подписывать соглашения», - считает исполнительный директор АТОР.
А в странах с развитым туристским сектором правительство субсидирует рекламу туристских направлений и авиаперевозки. Обычно, туроператору возвращают приблизительно третья часть расходов на рекламу направления, также компенсируют стоимость авиабилетов на чартерных рейсах. «Если туроператор и авиакомпания ставят чартер на нераскрученное направление, они несут определенный риск - люди могут раскупить не все билеты. Но, ежели правительство субсидирует авиаперевозку, туроператор рискнет. А субсидии должны выплачивать регионы», - считает Майя Ломидзе.
Ежели говорить о перечне многообещающих туркластеров, которые будут создаваться в рамках федеральной мотивированной программы, то, а именно, 310 миллионов рублей выделены Ярославской области на создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Золотое кольцо». Планируется стройку и реконструкция подъездных дорог, сетей электроснабжения, связи и теплоснабжения, газопроводов, водопроводов, канализации, очистных сооружений.
На создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Плес» в Ивановской области будут потрачены 210 миллионов рублей. Средства пойдут на стройку и реконструкцию инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе на речном вокзале, объектов уличного освещения, также стройку инфраструктуры туристско-рекреационного центра «Милая гора».
В Рязанской области делают туристско-рекреационный кластер «Рязанский». На эти цели в рамках федеральной мотивированной программы издержут 150 миллионов рублей. Наиболее 400 миллионов рублей израсходуют в Псковской области на создание туристско-рекреационного кластера «Псковский». Кроме сотворения инженерной инфраструктуры там запланировано стройку яхт-клуба.
1-ые этапы вкладывательных проектов по созданию туристских кластеров в 2013 году также будут реализованы в Ростовской области, там создается автотуркластер «Всплеск». На Алтайском крае - в «Белокурихе» и «Золотых воротах».
Сходу 4 кластера создаются в Бурятии. Это туристско-рекреационная зона «Подлеморье» и 3 автотуркластера «Кяхта», «Байкальский» и «Тункинская долина». В Липецкой области создается туристко-рекреационный кластер «Елец», «Сазыкино» и автортукластер «Задонщина». В Краснодарском крае будет развиваться туркластер «Абрау-Утриш». А в Якутии - «Северная мозаика». Также запланирована реализация инвестпроектов в Ставрополье, Тыве, Башкирии, Нижегородской, Астраханской, Вологодской, Костромской областях.