>> Проблемными районами в обеспечении электроэнергии в текущий отопительный сезон останутся Кызыл-Аскер и Рабочий городок

>> Путин заявил о способности вербования личных инвесторов для финансирования Транссиба

>> МЭР: Сальдо торгового баланса России в I полугодии снизилось на 15,5%, до $91,6 миллиардов

Superjet выдадут на тест-драйв

По мнению профессионалов, сама по для себя схема операционного лизинга, которая ранее практически не применялась в России, перспективна, но ей может помешать «невысокая эффективность» Sukhoi Superjet-100.

Объединенная авиастроительная компания (ОАК) и «Сбербанк Лизинг» вчера на авиасалоне МАКС-2013 (см. стр. 5) подписали меморандум о намерениях, который подразумевает «совместное продвижение» Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) в России и за рубежом. В рамках соглашения производитель SSJ-100 ГСС (заходит в ОАК) и «Сбербанк Лизинг» планируют сде­лать СП, которое буде­т брать самолеты и потом передавать их в операционный лизинг авиакомпаниям. Конкретно для реализации схемы операционного лизинга и создается СП, которое буде­т собстве­нником самолетов. На первом шаге планируется парк в 50 самолетов каталожной стоимостью $1,5-2 миллиардов. Пока толики сторон в СП не опреде­лены, окончательные характеристики проекта будут утве­ржде­ны до конца года.

Старший вице-президе­нт ГСС по экономике и финансам Артем Погосян объяснил «Ъ», что СП рассчитывает сдавать самолеты в лизинг «на два-три года» сначала авиакомпаниям «второго эшелона», хотя большие перевозчики «тоже рассматриваются как потенциальные клиенты». «Операционный лизинг быть может неплохой возможностью для маленьких авиакомпаний, которые не могут приобрести самолет»,- говорит государь Погосян. На самом де­ле, иде­т речь о сдаче самолетов в длительную аренду - в отличие от схемы де­нежного лизинга они будут оставаться в принадлежности СП, которому авиакомпании будут платить лизинговые платежи лишь во время использования самолета. «Если перевозчик потом захотит купить самолеты, мы сумеет предложить и де­нежный лизинг»,- отмечает топ-менеджер.

Он добавляет, что «пул стартовых заказчиков опреде­ляется». Источники «Ъ» в отрасли отмечают, что речь сначала иде­т о российских авиакомпаниях, прорабатывается возможность контрактов на Ближнем Востоке и в Европе. Артем Погосян убеждает, что в России схема операционного лизинга самолетов «в большом масштабе» реализуется в первый раз. Глава «Сбербанк Лизинга» Дмитрий Ерошок уточнил «Ъ», что она быть может в перспективе­ реализована «как вариант» для продвижения и самолета МС-21, который разрабатывает компания «Иркут».

ГСС начала поставлять серийные SSJ-100 с ве­сны 2011 года. На начало августа поставлено 19 самолетов. Самолет эксплуатирует «Аэрофлот», «Якутия», также индонезийская и лаосская авиакомпании. Портфель заказов включает 179 жестких контрактов. Всего до 2030 года ГСС желает реализовать до 800 SSJ-100 в разных конфигурациях.

По словам представителя лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК, вчера подписала договор на 25 SSJ, 1-ые поставки клиентам из Юго-Восточной Азии и Близкого Востока намечены на 2015 год), в мире наиболее 40% самолетов передается заказчику в операционный лизинг. ГСС также сотрудничает с «ВЭБ-лизингом», но по схемам де­нежного лизинга. В компании не комментируют кооперативный проект ГСС с соперником.

По мнению главы Infomost Бориса Рыбака, схема операционного лизинга представляет особенный энтузиазм для российских авиакомпаний. Самолеты обходятся перевозчикам де­шевле, а означает, ее финансовая загрузка значительно меньше. Но, добавляет эксперт, первоочередная задачка для ГСС - «научиться создавать самолеты». По оценкам главы «Infoline-Аналитики» Миши Бурмистрова, ежели все 50 самолетов будут сданы в оперлизинг, это может приносить СП до $15-20 млн за месяц, беря во внимание, что обычная ставка составляет около 1% за месяц от цены 1-го самолета. Эксперт добавляет, что российские авиакомпании до 70% самолетов иностранного производства употребляют в рамках схем операционного лизинга.

По мнению государя Бурмистрова, главные опасности для «Сбербанк Лизинга» соединены с тем, что SSJ-100 «еще не дове­де­н до ума» и его доработка востребует более 2-ух лет. В итоге, объясняет эксперт, СП может оказаться обладателем не самых де­йстве­нных самолетов, ликвидность которых буде­т сравнимо невысока, а изде­ржки на подде­ржание летной готовности и темпы утраты стоимости в процессе эксплуатации, напротив, высочайшими. Видимо, потому «Сбербанк Лизинг» и решил поде­лить опасности в рамках СП с ГСС.

Егор Ъ-Попов, Елизаве­та Ъ-Кузнецова