Уверенный рост рейтингов нашей страны на мировой арене - явное тому доказательство. Согласно крайнему отчету Глобального экономического форума, Казахстан занял 51 место по «Индексу глобальной конкурентоспособности», поднявшись на 21 позицию по сопоставлению с прошлыми показателями
Индикатор экономического развития
Разными рейтинговыми агентствами на неизменной базе проводятся исследования для оценки проводимых в их государствах реформ и выявления слабеньких и мощных сторон во всех сферах жизнедеятельности, которые потом стают объектом пристального внимания, как инвесторов, так и правительств разных государств мира.
Фондом «Посткризисный мир», инициировавшим проведение недавнего исследования «Перспектива-2050: новенькая политико-экономическая карта мира», таковая работа проводится с 2009 года. При этом каждый год берутся различные темы: «“ПостСССР: оценка антикризисных действий правительств”, “Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность решений”, “Модели посткризисного развития: глобальная война либо новейший консенсус”, “Реконструкция Европы. Конкурентнсть. Сохранность. Экспансия”, “Мирный атом XXI: геополитика, сохранность, новенькая энергетика”.
В этом году доклад “Перспектива - 2050: новенькая политико-экономическая карта мира” был подготовлен по итогам интернационального экспертного исследования, в каком приняли роль 303 профессионала из 63 государств мира. В экспертный пул вошли экономисты и денежные аналитики, обладатели и топ-менеджеры компаний, журналисты, пишущие на экономические и политические темы, ученые в области естественных, гуманитарных и публичных наук, политики и чиновники.
“Бронзовое” первенство Казахстана
Создатели исследования задались вопросцем, какие причины могут послужить “трамплином” для прорыва развивающихся стран Азии в “новейшие тигры” и от каких государств регионам стоит ждать этого рывка (тут следует добавить, что под “новенькими тиграми” предполагаются цивилизации, которые владеют потенциалом перевоплощения в новейших глобальных экономических фаворитов вопреки глобальному замедлению).
В итоге 57% опрошенных аналитиков указали, что на роль “новейших тигров” может претендовать Турция. “Серебро” в этом рейтинге заняли Индонезия и Вьетнам (за эти страны проголосовал 41% опрошенных респондентов), “бронзу” - Иран (26%) и Казахстан (24%). Замыкают рейтинг Пакистан (8%), Курдистан (7%), Мьянма (6%). И, в конце концов, 8% от всех опрошенных профессионалов дали свои голоса в пользу остальных азиатских государств, в числе которых - Монголия, Бирма, Филлипины и остальные страны.
По мнению аналитиков, Турция лидирует в этом рейтинге в связи с близостью к Евросоюзу, в связи со стабильным экономическим развитием, действенной гос политикой в сферах образования и предпринимательства, также в связи с культурой толерантности по отношению к религиозным убеждениям.
Вместе с сиим специалисты отмечают и наличие ряда заморочек, препятствующих достижению Турцией позиции регионального либо даже мирового фаворита.
“Это сначала курдская неувязка и возрастающая политическая исламизация”, - отмечается в исследовании.
Посреди конкурентных преимуществ Вьетнама участники опроса выделили неуклонный рост экспорта, курс на индустриализацию, дешевенькие трудовые ресурсы, внутриполитическую стабильность и выгодное географическое положение.
А выбирая Индонезию, специалисты выделили ее большущее население с большой толикой молодежи, развитие индустрии и сферы услуг, наличие природных ресурсов и выгодное географическое размещение. По мнению профессионалов, для увеличения статуса данной нам стране нужно сбалансировать экспорт собственных природных и трудовых ресурсов с поочередным стратегическим индустриальным развитием.
Наша страна - единственное из постсоветских среднеазиатских стран, вошедшее, по оценке профессионалов, в первую пятерку претендентов на статус “новейших тигров”. Значимыми основаниями для этого выбора стали действенное государственное управление и планирование, рост образовательного уровня населения, динамичное развитие индустрии и банковского сектора вместе с выгодным евразийским месторасположением и обеспеченными природными ресурсами, также курс на международную интеграцию.
“Рецепт” ускоренного развития
Что касается причин, за счет которых страны могут совершить прорыв - то 48% опрошенных дали свои голоса в пользу форсированного развития образования и экономики познаний, 41% - в пользу стратегического длительного планирования, 38 - выгодного географического положения, 28 - мощной роли страны, 20 - в пользу выкармливания межнациональных компаний из государственных компаний, 15 - новейших подходов в управлении, 2 - приобретения ядерного орудия, и 10% голосов отдано в пользу остальных причин.
Например, по словам профессионала по соц проектам РИА “Анонсы” Владимира Тюшина, “экономический рывок в длительном плане возможен у стран, владеющих хотя бы 2-мя из 3-х причин: 1. Излишек населения, обеспечивающий низкую стоимость труда. 2. Наличие значимых запасов природных ресурсов. 3. Выгодное географическое размещение относительно главных центров мирового употребления”.
“При всем этом нужно безусловное выполнение 2-ух доп критерий: А. Мощное правительство, гарантирующее политическую стабильность и защиту инвестиций (в том числе - иностранных). Б. Высочайшая транспарентность экономической системы (включая защиту от коррупции, свободное движение капитала, отсутствие претензий на экономический суверенитет - так как цели стойкости, больших темпов роста и экономического суверенитета сразу недосягаемы)”, - добавил российский эксперт.
Практически третья часть участников исследования убеждены, что одним из нужных критерий для быстрорастущего роста и увеличения статуса страны на мировой арене является мощная муниципальная власть. Роль страны нужно в инфраструктурных проектах и в проектах, направленных на развитие человечьих ресурсов. По мнению аналитиков, мощная муниципальная власть способна создавать длительные стратегии государственного развития и гарантировать защиту инвестиций. В данной связи не умопомрачительно отнесение Казахстана к “новеньким тиграм”.
Цель - тридцатка продвинутых стран мира
Напомним, что в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана “Стратегия вхождения Казахстана в число 50 более конкурентоспособных государств мира от 1 марта 2006 года” Нурсултан Назарбаев поставил перед государством новейшую планку - подняться на 30 строку в мировом рейтинге конкурентоспособности.
Ранее, когда мы намеревались занять 50 позицию, это казалось недосягаемой целью. Но за годы независимости в знатном рейтинге Глобального экономического форума, который ведется с 1979 года, наша страна смогла подняться с 109 (сначала 90-х) до 51 места (по итогам 2012 года).
Вместе с сиим огромным авторитетом пользуется также рейтинг “Ведение бизнеса” (Doing Business). Это глобальный проект Глобального банка и Интернациональной денежной компании (IFC), запущенный в 2003 году. Ежели в 2007 году наша страна при подсчете рейтинга страны по всем 11 индикаторам занимала в общей трудности 80 место, в 2008 - 70, 2009 - 63, в 2010 - 59, то в 2011 году по итогам рейтинга благоприятности деловой среды мы заняли 47 позицию. А по итогам “Doing Business-2013” Казахстан занял 49 место.
Как понятно, чем выше позиция страны, тем больше шансов привлечь в нее глобальных инвесторов. И благодаря динамичным реформам республика продолжает облагораживать свои позиции на интернациональной арене.
Согласно недавнему отчету общепризнанных глобальных рейтинговых агентств за 2012-2013 годы по “Индексу глобальной конкурентоспособности” (Global Competitiveness Index, GCI), Казахстан занял 51 место, поднявшись на 21 ступень по сопоставлению с предшествующим докладом. Во многом это стало вероятным благодаря реформированию таможенной сферы. Так, по индикатору “Бремя таможенных процедур” наша страна поднялась на рекордные 25 позиций, заняв 77 место.
Отметим при всем этом, что GCI определяется по исследованию неправительственной организации “Глобального экономического форума”, штаб-квартира которой находится в Швейцарии. ВЭФ временами публикует итоги экономических и политических исследований.
По второму, более авторитетному исследованию, проводимому Глобальным банком вместе с региональным проектом USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) в странах Центральной Азии, по оценке “Индекса эффективности логистики” в 2012 году из 155 государств мира Казахстан занял 86 место.
Таможенное реформирование
По мнению заместителя председателя Комитета таможенного контроля Министерства денег РК Игоря Тена, такие результаты стали итогом внедрения реформ в таможенной сфере. Так, в 2012 году была внедрена процедура подготовительного информирования, которая значит получение инфы о перемещаемых товарах таможней заранее до ввоза грузов. Оценка рисков таможней проводится заблаговременно и к моменту ввоза партий продуктов таможня уже знает, какой степени контроля нужно подвергнуть ввозимые продукты. Для участников внешнеэкономической деятельности сокращается время прохождения грузов через границу, процесс отношений с таможней становится прозрачным и понятным.
Вместе с сиим, таможенной службой внедряются мероприятия по обновлению информационных технологий, по результатам которых оптимизируются процессы проверки деклараций на продукты, повысится скорость их обработки, что приведет к сокращению времени таможенного дизайна в целом. Модернизация IT-программ дозволит заавтоматизировать процессы предоставления муниципальных услуг таможенными органами, и ряд действий таможенного администрирования по отдельным видам продуктов.
Не считая того, с 1 января 2013 года в пилотном режиме введено электронное декларирование экспорта. Безбумажное таможенное декларирование уменьшает сроки таможенной чистки, понижает издержки экспортеров, дозволяет осуществлять подачу декларации из хоть какого места без физического присутствия декларанта в таможне, что исключает риск коррупционных проявлений. Полный переход работы таможни в электронный режим запланирован на 2014 год, что существенно повысит статус страны на интернациональной арене и убыстрит вхождение в число 30 продвинутых стран мира.
Эти и остальные меры, принимаемые таможенной службой Казахстана, дозволили повысить рейтинги, показали приятное понижение бремени таможенных процедур и эффективности таможенного администрирования.