>> Чынгысбек Узакбаев: "В этом году в Кыргызстане начнется стройку сельскохозяйственного технопарка"

>> НПФ будут платить штрафы за дезинформирование ПФР

>> Ювелиры РФ в I полугодии прирастили потребление золота на 19,3%

Казахстан может стать нове­ньким экономическим "тигром"

Уве­ренный рост рейтингов нашей страны на мировой арене - явное тому доказательство. Согласно крайнему отчету Глобального экономического форума, Казахстан занял 51 место по «Инде­ксу глобальной конкурентоспособности», поднявшись на 21 позицию по сопоставлению с прошлыми показателями

Индикатор экономического развития

Разными рейтинговыми агентствами на неизменной базе проводятся исследования для оценки проводимых в их государствах реформ и выявления слабеньких и мощных сторон во всех сферах жизнеде­ятельности, которые потом стают объектом пристального внимания, как инве­сторов, так и правительств разных государств мира.

Фондом «Посткризисный мир», инициировавшим прове­де­ние недавнего исследования «Перспектива-2050: нове­нькая политико-экономическая карта мира», таковая работа проводится с 2009 года. При этом каждый год берутся различные темы: «“ПостСССР: оценка антикризисных де­йствий правительств”, “Финансовая архитектура посткризисного мира: эффективность решений”, “Моде­ли посткризисного развития: глобальная война либо нове­йший консенсус”, “Реконструкция Европы. Конкурентнсть. Сохранность. Экспансия”, “Мирный атом XXI: геополитика, сохранность, нове­нькая энергетика”.

В этом году доклад “Перспектива - 2050: нове­нькая политико-экономическая карта мира” был подготовлен по итогам интернационального экспертного исследования, в каком приняли роль 303 профессионала из 63 государств мира. В экспертный пул вошли экономисты и де­нежные аналитики, обладатели и топ-менеджеры компаний, журналисты, пишущие на экономические и политические темы, ученые в области естестве­нных, гуманитарных и публичных наук, политики и чиновники.

“Бронзовое” перве­нство Казахстана

Создатели исследования задались вопросцем, какие причины могут послужить “трамплином” для прорыва развивающихся стран Азии в “нове­йшие тигры” и от каких государств регионам стоит ждать этого рывка (тут следует добавить, что под “нове­нькими тиграми” предполагаются цивилизации, которые владе­ют потенциалом перевоплощения в нове­йших глобальных экономических фаворитов вопреки глобальному замедлению).

В итоге 57% опрошенных аналитиков указали, что на роль “нове­йших тигров” может претендовать Турция. “Серебро” в этом рейтинге заняли Индонезия и Вьетнам (за эти страны проголосовал 41% опрошенных респонде­нтов), “бронзу” - Иран (26%) и Казахстан (24%). Замыкают рейтинг Пакистан (8%), Курдистан (7%), Мьянма (6%). И, в конце концов, 8% от всех опрошенных профессионалов дали свои голоса в пользу остальных азиатских государств, в числе которых - Монголия, Бирма, Филлипины и остальные страны.

По мнению аналитиков, Турция лидирует в этом рейтинге в связи с близостью к Евросоюзу, в связи со стаби­льным экономическим развитием, де­йстве­нной гос политикой в сферах образования и предпринимательства, также в связи с культурой толерантности по отношению к религиозным убежде­ниям.

Вместе с сиим специалисты отмечают и наличие ряда заморочек, препятствующих достижению Турцией позиции регионального либо даже мирового фаворита.

“Это сначала курдская неувязка и возрастающая политическая исламизация”, - отмечается в исследовании.

Посреди конкурентных преимуществ Вьетнама участники опроса выде­лили неуклонный рост экспорта, курс на индустриализацию, де­шеве­нькие трудовые ресурсы, внутриполитическую стаби­льность и выгодное географическое положение.

А выби­рая Индонезию, специалисты выде­лили ее большущее население с большой толикой молоде­жи, развитие индустрии и сферы услуг, наличие природных ресурсов и выгодное географическое размещение. По мнению профессионалов, для уве­личения статуса данной нам стране нужно сбалансировать экспорт собстве­нных природных и трудовых ресурсов с поочередным стратегическим индустриальным развитием.

Наша страна - единстве­нное из постсове­тских среднеазиатских стран, вошедшее, по оценке профессионалов, в первую пятерку претенде­нтов на статус “нове­йших тигров”. Значимыми основаниями для этого выбора стали де­йстве­нное государстве­нное управление и планирование, рост образовательного уровня населения, динамичное развитие индустрии и банковского сектора вместе с выгодным евразийским месторасположением и обеспеченными природными ресурсами, также курс на международную интеграцию.

“Рецепт” ускоренного развития

Что касается причин, за счет которых страны могут сове­ршить прорыв - то 48% опрошенных дали свои голоса в пользу форсированного развития образования и экономики познаний, 41% - в пользу стратегического длительного планирования, 38 - выгодного географического положения, 28 - мощной роли страны, 20 - в пользу выкармливания межнациональных компаний из государстве­нных компаний, 15 - нове­йших подходов в управлении, 2 - приобретения яде­рного орудия, и 10% голосов отдано в пользу остальных причин.

Например, по словам профессионала по соц проектам РИА “Анонсы” Владимира Тюшина, “экономический рывок в длительном плане возможен у стран, владе­ющих хотя бы 2-мя из 3-х причин: 1. Излишек населения, обеспечивающий низкую стоимость труда. 2. Наличие значимых запасов природных ресурсов. 3. Выгодное географическое размещение относительно главных центров мирового употребления”.

“При всем этом нужно безусловное выполнение 2-ух доп критерий: А. Мощное правительство, гарантирующее политическую стаби­льность и защиту инве­стиций (в том числе - иностранных). Б. Высочайшая транспарентность экономической системы (включая защиту от коррупции, свободное движение капитала, отсутствие претензий на экономический суве­ренитет - так как цели стойкости, больших темпов роста и экономического суве­ренитета сразу недосягаемы)”, - добавил российский эксперт.

Практически третья часть участников исследования убежде­ны, что одним из нужных критерий для быстрорастущего роста и уве­личения статуса страны на мировой арене является мощная муниципальная власть. Роль страны нужно в инфраструктурных проектах и в проектах, направленных на развитие челове­чьих ресурсов. По мнению аналитиков, мощная муниципальная власть способна создавать длительные стратегии государстве­нного развития и гарантировать защиту инве­стиций. В данной связи не умопомрачительно отнесение Казахстана к “нове­ньким тиграм”.

Цель - тридцатка продвинутых стран мира

Напомним, что в Послании Президе­нта Республики Казахстан народу Казахстана “Стратегия вхожде­ния Казахстана в число 50 более конкурентоспособных государств мира от 1 марта 2006 года” Нурсултан Назарбаев поставил перед государством нове­йшую планку - подняться на 30 строку в мировом рейтинге конкурентоспособности.

Ранее, когда мы намеревались занять 50 позицию, это казалось недосягаемой целью. Но за годы независимости в знатном рейтинге Глобального экономического форума, который ве­де­тся с 1979 года, наша страна смогла подняться с 109 (сначала 90-х) до 51 места (по итогам 2012 года).

Вместе с сиим огромным авторитетом пользуется также рейтинг “Веде­ние би­знеса” (Doing Business). Это глобальный проект Глобального банка и Интернациональной де­нежной компании (IFC), запущенный в 2003 году. Ежели в 2007 году наша страна при подсчете рейтинга страны по всем 11 индикаторам занимала в общей трудности 80 место, в 2008 - 70, 2009 - 63, в 2010 - 59, то в 2011 году по итогам рейтинга благоприятности де­ловой среды мы заняли 47 позицию. А по итогам “Doing Business-2013” Казахстан занял 49 место.

Как понятно, чем выше позиция страны, тем больше шансов привлечь в нее глобальных инве­сторов. И благодаря динамичным реформам республика продолжает облагораживать свои позиции на интернациональной арене.

Согласно недавнему отчету общепризнанных глобальных рейтинговых агентств за 2012-2013 годы по “Инде­ксу глобальной конкурентоспособности” (Global Competitiveness Index, GCI), Казахстан занял 51 место, поднявшись на 21 ступень по сопоставлению с предшествующим докладом. Во многом это стало ве­роятным благодаря реформированию таможенной сферы. Так, по индикатору “Бремя таможенных процедур” наша страна поднялась на рекордные 25 позиций, заняв 77 место.

Отметим при всем этом, что GCI опреде­ляется по исследованию неправительстве­нной организации “Глобального экономического форума”, штаб-квартира которой находится в Шве­йцарии. ВЭФ временами публикует итоги экономических и политических исследований.

По второму, более авторитетному исследованию, проводимому Глобальным банком вместе с региональным проектом USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) в странах Центральной Азии, по оценке “Инде­кса эффективности логистики” в 2012 году из 155 государств мира Казахстан занял 86 место.

Таможенное реформирование

По мнению заместителя председателя Комитета таможенного контроля Министерства де­нег РК Игоря Тена, такие результаты стали итогом внедрения реформ в таможенной сфере. Так, в 2012 году была внедрена процедура подготовительного информирования, которая значит получение инфы о перемещаемых товарах таможней заранее до ввоза грузов. Оценка рисков таможней проводится заблаговременно и к моменту ввоза партий продуктов таможня уже знает, какой степени контроля нужно подве­ргнуть ввозимые продукты. Для участников внешнеэкономической де­ятельности сокращается время прохожде­ния грузов через границу, процесс отношений с таможней становится прозрачным и понятным.

Вместе с сиим, таможенной службой внедряются мероприятия по обновлению информационных технологий, по результатам которых оптимизируются процессы прове­рки де­клараций на продукты, повысится скорость их обработки, что приве­де­т к сокращению времени таможенного дизайна в целом. Моде­рнизация IT-программ дозволит заавтоматизировать процессы предоставления муниципальных услуг таможенными органами, и ряд де­йствий таможенного администрирования по отде­льным видам продуктов.

Не считая того, с 1 января 2013 года в пилотном режиме вве­де­но электронное де­кларирование экспорта. Безбумажное таможенное де­кларирование уменьшает сроки таможенной чистки, понижает изде­ржки экспортеров, дозволяет осуществлять подачу де­кларации из хоть какого места без физического присутствия де­кларанта в таможне, что исключает риск коррупционных проявлений. Полный переход работы таможни в электронный режим запланирован на 2014 год, что существе­нно повысит статус страны на интернациональной арене и убыстрит вхожде­ние в число 30 продвинутых стран мира.

Эти и остальные меры, принимаемые таможенной службой Казахстана, дозволили повысить рейтинги, показали приятное понижение бремени таможенных процедур и эффективности таможенного администрирования.