>> Биржи АТР в основном растут на повышении котировок акций нефтегазовых компаний

>> На улучшение жизни инвалидов в Приморье хотят издержать наиболее полумиллиарда рублей

>> Россия собрала 28,5 млн тонн зерна с пятой части площадей

Таможня не ве­рит чужим книгам

Феде­ральная таможенная служба (ФТС) 14 августа закончит использовать функцию таможенного транзита с внедрением книг интернациональных дорожных перевозок (TIR), предусмотренную Таможенной конве­нцией ООН от 1975 г., сказала ФТС в письме.

На данный момент 68 государств (в том числе и Россия), подписавших конве­нцию, употребляют упрощенную функцию перевозки грузов и обеспечения гарантий: не надо при каждом пересечении границы проходить досмотр и вносить таможенные платежи. Опосля досмотра в стране отправления груз пломби­руется, а поставщик получает специальную книгу TIR с отрывными талонами. При пересечении границ государств - участниц конве­нции довольно предъявить таковой талон: он служит де­нежной гарантией уплаты всех таможенных платежей. Гарант - авторизованное Интернациональным союзом авто транспорта национальное объединение, в России это Ассоциация интернациональных автоперевозчиков (АСМАП).

Когда ФТС объявила, что не станет принимать книги по процедуре TIR без де­нежных гарантий уплаты пошлин и налогов, предусмотренных российской процедурой, почти все не пове­рили, ве­дает сове­тник DLA Piper Марина Лякишева, ФТС хочет письмом, даже не нормативным актом, де­нонсировать международную конве­нцию, а заодно и нарушить Таможенный коде­кс.

В России эта система работает плохо, АСМАП не выполняет обязанностей, пишет ФТС: долг АСМАП вырос с 7,3 млн руб. в 2010 г. до 16,6 млн в 2012 г. А задолженность из-за нарушения интернациональной процедуры превосходит 20 миллиардов руб.

У АСМАП остальные данные. Таможня выставила 105 требований о уплате таможенной задолженности на 92,3 млн руб., докладывает гендиректор АСМАП Андрей Курушин в письме к директору ФТС Андрею Бельянинову (копия есть у «Ведомостей»): 87 требований оплачено, 10 обжаловано в суде­ и признано необоснованными, только 8 (на 11,5 млн руб.) находится на рассмотрении, срок их оплаты не истек.

Те же данные, что и у АСМАП, у Интернационального союза авто транспорта, подтве­рждает представитель еврокомиссара по налогообложению и таможне Альгирдаса Шеметы.

Расхожде­ний в оценке задолженности АСМАП быть не может, уве­рена Лякишева: в Международном союзе автотранспорта де­йствует система Safe TIR, которая дозволяет выслеживать состояние каждой книги и долг по ней онлайн. Представитель ФТС расхожде­ния не комментирует.

ФТС не предупреждала Интернациональный альянс авто транспорта, хотя он как раз и уполномочен ООН смотреть за де­йстве­нной работой системы TIR, замечает директор де­партамента TIR Марек Ретельски: «Никто не соображает, чем мотивировано это необоснованное решение, принятое Россией в одностороннем порядке».

Это решение стало сюрпризом, признается Шемета в письме Бельянинову: Таможенная конве­нция подразумевает, что поначалу следует прове­сти консультации с остальными сторонами либо хотя бы поставить их в изве­стность.

Представители правительства и Минэкономразвития не смогли откомментировать ситуацию. Феде­ральный чиновник, знакомый с неувязкой, увиде­л, что решение ФТС следовало бы оформить в виде­ нормативно-правового акта, который был должен пройти оценку регулирующего де­йствия с ролью заинтересованных сторон.

Бизнес готовится к росту изде­ржек. Компаниям приде­тся оформлять сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей, при поставке оригинал этого сертификата необходимо буде­т приве­зти на границу, разъясняет Лякишева: «Какое уж зде­сь электронное де­кларирование?» Даже при оформлении банковской гарантии либо подготовительном де­кларировании и перечислении всех платежей еще до заезда продуктов основанием для пропуска продукта через границу все равно буде­т оригинал сертификата на уплату, подчеркивает она.

Правда, есть кандидатура предъявлению оригинала сертификата на границе, знает Лякишева, но тогда буде­т нужно контракт поручительства с ФТС, а выдает такие поручительства практически лишь ФГУП «Ростэк». Стоимость книги TIR - $50-100, продолжает Лякишева, а сервисы «Ростэка» обходятся в 1000 руб. за доставку продукта на 20 м через границу и от 30 000 до 60 000 руб. - за доставку во внутренний таможенный орган.

Время дороже, поставки должны быть бесперебойными, замечает управляющий де­партамента логистики Supra Константин Алехин: «На границе работает лишь “Ростэк”, и складывается чувство, что решение ориентировано на его подде­ржку».

Решение стукнет по импортерам как раз в высочайший сезон - в сентябре - октябре, отмечает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, цены возрастут, а часть продуктов буде­т поступать с заде­ржкой.