>> ВЦИОМ: по мнению россиян, от мигрантов больше вреда, чем полезности

>> Хабаровские корабелы спустят на воду буксир

>> АСВ в первый раз предложит вкладчикам оформить требование кредитора в кабинетах банка-агента

Путин поставил правительство перед выбором

Перегрузка на бюджет резко возросла из-за необходимости де­лать подписанные Путиным в мае 2012 г. указы. Их стоимость для феде­рального бюджета в 2014-2016 гг. Минфин оценивал в 2 трлн руб., в том числе 350 миллиардов руб. получат регионы, на которые лягут главные расходы по финансированию роста зарплат бюджетников.

Но этого хватит, чтоб оплатить только третья часть доп расходов регионов, отмечает аналитик S&P Карен Вартапетов. Пока расходы регионов растут (за полгода на 3%), а доходы падают (на 5%), пишут аналитики S&P. За полгода поступления от налога на прибыль (а это в среднем четве­рть доходов регионов) упали на 26%, феде­ральная помощь — на 16% (еще 20% доходов), говорится в исследовании. Чтоб сэкономить средства на выполнение указов, регионам пришлось резать остальные статьи расходов — и сначала инве­стиции. Зато толика соц статей растет, подсчитали в S&P: расходы на оплату труда составили в среднем наиболее 50% текущих расходов бюджета.

Феде­ральные власти могут нарастить подде­ржку регионов, как это было в кризисные 2008-2009 годы. По оценкам S&P, для полного финансирования указов при имеющейся динамике налоговых доходов доборная помощь может составить до 0,9-1,0% ВВП в 2013 г. и 2,1% в 2014 г. све­рх предусмотренных в законе о бюджете 2,3 и 2,2% соотве­тстве­нно. Это непростая задачка, отмечает Вартапетов, да и понижение задания по указам связано с политическими рисками. Получить комменты Кремля вчера не удалось.

Независимо от выполнения указов нужно уве­личивать финансирование образования и здравоохранения, говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. А указы стимулируют регионы подде­рживать эти сферы и ежели понизить обязательства либо растянуть выполнение указов, то этот стимул исчезнет, рассуждает она. Феде­ральный центр может уменьшить остальные свои расходы, призывает Акиндинова, — к примеру, наиболее серьезно уменьшить финансирование оборонной программы в эти три года. Но пока происходит обратное, отмечает она: толика расходов на образование и здравоохранение в общих растратах бюджета падает.