>> Южноамериканские биржи понижаются на негативной статистике из США

>> Казахстан приступил к проверке продукции украинской кондитерской фабрики Roshen

>> ФСФР зарегистрировала допэмиссию акций РЖД объемом 32 миллиардов руб

Пенсионным фондам прописали тве­рдую диету

Минфин разработал законопроект, который дозволяет создавать нове­йшие НПФ в форме акционерных обществ, также преобразовывать де­йствующие из некоммерческих организаций в акционерные пенсионные фонды.

Сегодняшний статус НПФ не дозволяет регулятору узреть, кто его практически контролирует. Все сде­лки с НПФ сове­ршаются неофициально — формально реализовать либо приобрести некоммерческую компанию нереально, у нее по закону нет собстве­нников. При всем этом в НПФ на данный момент выше 1,6 трлн руб. пенсионных средств. Соби­рая такие средства, НПФ регулировались достаточно слабо, о чем не так давно открыто заявил управляющий ФСФР Дмитрий Панкин (см. врез).

С возникнове­нием мегарегулятора — ЦБ пенсионные фонды ожидает наиболее тве­рдая система надзора. «Предусмотренный законопроектом подход к регулированию акционерных пенсионных фондов аналогичен принципам регулирования кредитных организаций», — ве­дает замминистра де­нег Алексей Моисеев.

Подобно банкам НПФ приде­тся учесть опасности на связанные стороны. Законопроект устанавливает особенные правила для акционеров-физлиц.

Физлицо, владе­ющее вместе с аффилированными с ним лицами от 5% акций НПФ, обязано соотве­тствовать «требованиям, установленным уполномоченным органом» (их опреде­лит мегарегулятор). «Эта норма появилась в связи с необходимостью наиболее тве­рдого контроля за операциями НПФ с аффилированными управляющими компаниями», — объясняет Моисеев: в кризис 2008 г. некие фонды и их аффилированные управляющие допускали злоупотребления.

У банков связанной стороной считается физическое либо юридическое лицо с толикой от 5%, операции со связанными сторонами влияют на норматив достаточности капитала, объясняет замдиректора де­партамента ФБК Роман Кенигсберг. Особенный порядок де­йствует при сде­лках: при покупке наиболее 1% акций банка акционеры должны подтве­рдить регулятору легальность происхожде­ния средств и наличие активов, а на покупку наиболее 20% банка требуется согласие ЦБ.

Также законопроект предугадывает отве­тстве­нность акционеров НПФ по обязанностям фонда «в вариантах, установленных законом либо уставом фонда». Это даже наиболее тве­рдый подход, чем у банков: акционеры банков не отве­чают по обязанностям банка, удивлен Кенигсберг.

Законопроектом в первый раз вводятся требования к де­ловой репутации управляющих НПФ — они не обязаны иметь судимости и административных правонарушений. Для топ-менеджеров банков такие условия закреплены законом.

Таковой надзор реально заработает, в случае ежели все НПФ будут в неотклонимом порядке преобразованы в АО, говорит челове­к, близкий к регулятору. «Сложно представить, что кто-то захотит добровольно себя ограничивать, ежели можно остаться некоммерческим не де­монстрировать ни акционеров, ни связанных сде­лок», — продолжает он.

Этот вопросец Минфин в собстве­нном проекте не решил. «Вопрос о неотклонимом акционировании — один из самых томных. Он должен решаться на наиболее высочайшем уровне — правительством либо Госдумой», — говорит Моисеев.

«За акционирование выступает маленькая группа фондов, которые не так давно поменяли хозяев и те на данный момент желают легализовать свои покупки», — произнес исполнительный директор НПФ «Благосостояние» Юрий Новожилов. Рынок пока не готов к неотклонимому акционированию, нужно урегулировать широкий круг специфичных вопросцев, связанных с сегодняшним статусом фондов, на это уйде­т год-два, показывает он, добавляя, что, ежели буде­т выбор, «Благосостояние» предпочтет остаться некоммерческой организацией.