Неброские снаружи, массивные снутри
- Владимир Федорович, чувствуете значимость момента?
- Это вправду историческое для завода событие. Поднят в небо 1-ый серийный вертолет Ми-8 МСБ, выпущенный на нашем заводе. Машинка сотворена методом глубочайшей переработки и ремоторизации вертолета Ми-8 Т, который был разработан еще в 60-х годах. Тот вертолет на нынешний день уже морально устарел не соответствует современным задачкам. Наш основной акционер - украинская компания «Мотор Сич» - сделала принципиально новейший движок для всего семейства вертолетов Ми. Мы поставили новейший движок на платформу вертолета Ми-8 Т. Хотя это не обычная установка новейшего мотора в старенькый фюзеляж. Для этого нам пришлось выполнить большой размер работ по ремоторизации согласно документам АО «Мотор Сич». При всем этом был отчасти изменен и сам фюзеляж, усилены несущие элементы, установлена новенькая система пуска мотора. В общем, произведена суровая переработка. Мы можем смело заявлять, что Ми-8 МСБ - это практически новое воздушное судно.
- Но снаружи новенькая машинка не достаточно различается от старенькой…
- Основное, в ней установлен принципиально новейший движок. В Украине уже было собрано несколько опытнейших образцов. И за крайние 1,5-2 года эта машинка установила около 20 глобальных рекордов. И самый крайний из их 15 августа - в первый раз в истории авиации вертолет был поднят на высоту 9150 метров. Такового не делала ни одна машинка в мире. Никогда. Прежний взятый наибольший потолок приравнивался восьми с половиной тыщам метров. Не считая того, наша машинка поставила рекорды по скороподъемности и грузоподъемности. Машинка неповторимая.
Кстати, «Мотор Сич» стал акционером ОАО «Оршанский авиаремонтный завод», чтоб на наших площадях освоить серийное создание этих машин.
- Сколько времени ушло на освоение производства новейшего вертолета?
- Ровно год. Это время с момента получения документации до выпуска машинки. Естественно, можно было все сделать и скорее. Но перед нами стояла задачка - не попросту взять детали у «Мотор Сич» и поставить их на вертолет, а организовать их создание на месте. Чтоб иметь замкнутый цикл у себя, не зависеть от поставщиков.
- Для производства собственных запасных частей нужно современное оборудование. У вас все станки тоже 1960-х годов.
- Мы получаем новое оборудование. Уже установлены три новейших станка с числовым программным управлением, которые нужны для выполнения сложных задач. Еще семь станков нами законтрактовано, а до конца года нужно поставить 15 станков. Своими силами будут делаться все железные детали для доработки фюзеляжа. Их вообщем серийно никто не производит.
Когда изделие начнем выпускать массово, сроки производства будут значительно сокращены.
- Сколько в дальнейшем планируете создавать таковых вертолетов?
- Все зависит от спроса на рынке. Это ведь не кастрюля, которую можно положить на склад, чтоб она там ожидала собственного покупателя. На данный момент мы активно ищем заказчиков. Машинка уже доказала свои неповторимые способности, она уже сертифицирована в Украине по интернациональным эталонам, требованиям норм ICАО. Мы тоже получили таковой сертификат на создание этого вертолета у нас. Так как это наш 1-ый серийный вертолет, решением акционеров он передается в нашу свою авиакомпанию «Orsha - AIR». Ее основной задачей станет демонстрация собственных способностей на практике.
В этом году мы планируем выпустить 5 вертолетов Ми-8 МСБ.
Последующая наша задачка - ремоторизация вертолета Ми-2. Новейший движок для этих вертолетов уже разработан. Но пока не сертифицирован. Два вертолета Ми-2 уже стоят в нашем ангаре, ждем новейшие авиационные движки производства «Мотор Сич» для вертолета Ми-2 МСБ. Эти машинки готов взять белорусский ДОСААФ. Чтоб курсанты уже на новейшей технике обучались делать свои учебные задачки.
Меня как директора веселит, что у нас возрастает производственная загрузка, что постоянно было неувязкой.
- Кто будущие покупатели вертолетов МСБ?
- Энтузиазм к данной для нас машине колоссальный. Она уже презентовалась в Латинской Америке. Юго-Восточной Азии, Африке. Все три наши машинки впрямую перелетели Анды, тогда как остальные машинки там летают лишь через ущелья. Авиация - это специфичная ветвь. Тут спрос нужно создавать самим, чем мы и будем заниматься.
«Орша эйр» - демо площадка
- «Ежедневник» уже докладывал, что вы зарегистрировали авиакомпанию «Орша эйр». Чем она будет заниматься?
- Смысл сотворения авиакомпании при заводе - это сначала пропаганда нашей техники. Показ на выставках - это одно, а выполнение данной нам машинкой ежедневно народнохозяйственных задач - совсем другое. При таковой постановке дела машинка не миф, а транспортное средство, она повсевременно поднимается в небо, выполняет суровую работу и зарабатывает средства.
Не считая того, мы исходили из того, что в Беларуси фактически нет вертолетных авиакомпаний. Есть огромные муниципальные авиакомпании «Белавиа» и «Трансавиаэкспорт», есть несколько маленьких личных авиакомпаний, которые употребляют маленькие самолеты, но нет авиакомпании с вертолетами. Сейчас мы уже ее зарегистрировали - это дочернее предприятие «Оршанского авиаремонтного завода». Определен парк авиакомпании, который будет состоять из 4 вертолетов МИ-2 и 2-ух вертолетов Ми-8 МСБ. На данный момент мы находимся в стадии получения сертификата эксплуатанта, и сертификата летной годности на воздушные суда. Я уверен, что через 2-3 месяца мы эти документы получим. В этом году мы уже полетим!
Потенциальные заказчики услуг вертолета в Беларуси есть. Наиболее того, есть даже определенные предложения.
Транспортно-логистическому центру быть!
- Много лет ведется и работа по созданию в Болбасово транспортно-логистического центра. Этот проект еще не заглох?
- Ни при каких обстоятельствах. Наиболее того, он не может заглохнуть хотя бы по той причине, что его создание предвидено распоряжением президента. Мы должны его делать. Сейчас мы на сто процентов переработали концепцию сотворения транспортно-логистического центра. У нас есть точное осознание, какие грузы, как, каким объемом и куда мы будем возить. Не считая того, уже подготовлена площадка для строительства склада временного хранения. Есть надлежащие договоренности с «Белтаможсервисом» и Муниципальным таможенным комитетом о разработке склада. Уже заказаны и делаются сборные металлоконструкции для его возведения. В сентябре-октябре мы подведем все нужные сети к данной для нас площадке и до конца года построим 1-ый, временный, склад, который уже сходу начнет работать. Сначало будут задействованы авто перевозки. В следующем - и авиационные. Также на перспективу проектируются огромные складские помещения, прилегающие конкретно к авиационной взлетно-посадочной полосе. И они будут нацелены на три вида транспорта - авто, авиационный и жд. У нас для этого есть все. На местность завода проходит жд ветка. Проект жив, и я вижу, что он уже наполняется определенным содержанием. Неплохим ассистентом в реализации этого проекта станет и наша собственная авиакомпания.
Авиационная составляющая в логистике ориентирована на перевозку срочных грузов, которые доставляют огромным самолетом на аэродром. А далее мы можем употреблять и вертолеты, которые могут сесть фактически в хоть какой точке. А именно, речь может идти о доставке мед препаратов либо органов для пересадки.
- Прошло полтора года с момента приватизации компании. Чувствуете ли вы конфигурации в топовую сторону?
- То, что конфигурации происходят, непременно. При этом они зримые. На завод поступает новое оборудование, мы осваиваем новейшие виды техники, в этом году сдано в эксплуатацию опосля реконструкции 1-ое общежитие. У нас возрастает число рабочих мест. Но это тяжкий путь, а не улица, выстланная лепестками роз. Чтоб чего-то добиться, нужно чрезвычайно много работать. У нас был чрезвычайно непростой период, когда мы перестраивались с работы муниципального компании на работу личного. Тут совсем остальные подходы. Я уверен, что впереди у нас огромное будущее.