Минэкономики подготовило поправки по введению длительных тарифов на жд и грузовые перевозки ОАО РЖД. Они будут рассчитываться на 5 лет вперед и учесть возврат инвестиций. Доходность на инвестиции ОАО РЖД не превзойдет 10%. Подобная система уже пару лет действует в электроэнергетике и оценивается рынком разносторонне.
Минэкономразвития опубликовало проект постановления правительства, который предугадывает введение длительных тарифов на жд и грузовые перевозки ОАО РЖД. На данный момент тарифы монополии пересматриваются раз в год. Новенькая система подразумевает расчет тарифов, сборов и плат на 5 лет с учетом нужных инвестиций компаний. По мнению Минэкономики, это дозволит профинансировать инвестпрограмму ОАО РЖД, которая обеспечит опережающее развитие жд транспорта.
При всем этом доходность на инвестиции ОАО РЖД не будет выше 10%, а рост тарифов ограничен уровнем инфляции. Пересмотр характеристик регулирования возможен только в 2-ух вариантах: при падении либо росте наиболее чем на 5% размеров грузооборота, также при изменении неподконтрольных издержек, вызванном корректировкой налогового законодательства.
Напомним, что корректировка тарифов ОАО РЖД дискуссировалась еще в 2012 году на совещании у премьера Дмитрия Медведева. Тогда замглавы Минэкономики Андрей Клепач говорил, что перейти на пятилетнее планирование грузотарифов РЖД можно не ранее 2014 года.
Система длительных тарифов, учитывающих необходимость возврата инвестиций (так именуемая RAB-система) действует с конца 2010-х годов в электроэнергетике. По таковым тарифам работают большие электросетевые компании (в том числе дочерние компании госхолдинга «Российские сети»). Но в энергетике при внедрении RAB-тарифов не был установлен потолок ежегодного роста ставок, что приводило к тому, что для ряда компаний в отдельные годы тариф увеличивался в полтора раза. Это привело к жалобам остальных участников рынка на завышенные тарифы. Не считая того, RAB-тарифы электросетей не один раз пересматривались - это делалось для торможения роста конечных цен на электроэнергию.
Миша Бурмистров из «Infoline-Аналитики» считает, что для планирования длительных тарифов ОАО РЖД наиболее целесообразной была бы их привязка к главным статьям эксплуатационных издержек (стоимость электроэнергии и дизельного горючего). Большая часть огромнейших инфраструктурных проектов ОАО РЖД, сначала БАМ и Транссиб, вообщем не окупаемы, замечает эксперт, а инвестиции в приобретение активов (к примеру, французской GEFCO) характеризуются чрезвычайно продолжительными сроками окупаемости и неочевидной экономической эффективностью.
Яна Войцеховская, Владимир Дзагуто