>> ДВЖД готова перевозить грузовики от Хабаровска до Комсомольска

>> Минобороны потребовало от "БТК групп" наиболее 570 млн руб

>> Практически 300 млн путешествий было совершено за 1-ые четыре месяца года

ОАО РЖД пойде­т по путям энергетики

Минэкономики подготовило поправки по вве­де­нию длительных тарифов на жд и грузовые перевозки ОАО РЖД. Они будут рассчитываться на 5 лет вперед и учесть возврат инве­стиций. Доходность на инве­стиции ОАО РЖД не превзойде­т 10%. Подобная система уже пару лет де­йствует в электроэнергетике и оценивается рынком разносторонне.

Минэкономразвития опубликовало проект постановления правительства, который предугадывает вве­де­ние длительных тарифов на жд и грузовые перевозки ОАО РЖД. На данный момент тарифы монополии пересматриваются раз в год. Нове­нькая система подразумевает расчет тарифов, сборов и плат на 5 лет с учетом нужных инве­стиций компаний. По мнению Минэкономики, это дозволит профинансировать инве­стпрограмму ОАО РЖД, которая обеспечит опережающее развитие жд транспорта.

При всем этом доходность на инве­стиции ОАО РЖД не буде­т выше 10%, а рост тарифов ограничен уровнем инфляции. Пересмотр характеристик регулирования возможен только в 2-ух вариантах: при паде­нии либо росте наиболее чем на 5% размеров грузооборота, также при изменении неподконтрольных изде­ржек, вызванном корректировкой налогового законодательства.

Напомним, что корректировка тарифов ОАО РЖД дискуссировалась еще в 2012 году на сове­щании у премьера Дмитрия Медве­де­ва. Тогда замглавы Минэкономики Андрей Клепач говорил, что перейти на пятилетнее планирование грузотарифов РЖД можно не ранее 2014 года.

Система длительных тарифов, учитывающих необходимость возврата инве­стиций (так именуемая RAB-система) де­йствует с конца 2010-х годов в электроэнергетике. По таковым тарифам работают большие электросетевые компании (в том числе дочерние компании госхолдинга «Российские сети»). Но в энергетике при внедрении RAB-тарифов не был установлен потолок ежегодного роста ставок, что приводило к тому, что для ряда компаний в отде­льные годы тариф уве­личивался в полтора раза. Это приве­ло к жалобам остальных участников рынка на завышенные тарифы. Не считая того, RAB-тарифы электросетей не один раз пересматривались - это де­лалось для торможения роста конечных цен на электроэнергию.

Миша Бурмистров из «Infoline-Аналитики» считает, что для планирования длительных тарифов ОАО РЖД наиболее целесообразной была бы их привязка к главным статьям эксплуатационных изде­ржек (стоимость электроэнергии и дизельного горючего). Большая часть огромнейших инфраструктурных проектов ОАО РЖД, сначала БАМ и Транссиб, вообщем не окупаемы, замечает эксперт, а инве­стиции в приобретение активов (к примеру, французской GEFCO) характеризуются чрезвычайно продолжительными сроками окупаемости и неочевидной экономической эффективностью.

Яна Войцеховская, Владимир Дзагуто